Финмаркет,
2 июня 2021 г.
Наделение финуполномоченного правом снижать размер неустойки усилит защиту потребителей - Воронин 370 просмотров
Готовящиеся изменения в закон о службе финансового уполномоченного, которые наделят финомбудсменов правом снижать размер неустойки при вынесении решений в отношении финансовых институтов, будут способствовать усилению защиты прав потребителей, хотя это и не очевидно на первый взгляд, заявил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин на встрече с журналистами.
«Это предложение рассматривалось у нас на общественном совете, были проведены консультации с Банком России. Если законодательные изменения будут поддержаны, они будут работать в пользу потребителя», - сказал Воронин.
По его словам, в настоящее время службой по спорам с финансовыми организациями в досудебном порядке могут приниматься решения только с учетом определения 100%-ной уплаты неустойки финорганизацией. Вопрос о снижении размера неустойки относится к компетенции судов, но предполагается, что такие решения должны приниматься «в исключительных случаях».
Правом обращаться в суды для пересмотра штрафных санкций в сторону понижения широко пользуются финансовые организации, которые выступают стороной спора с потребителями финуслуг, в первую очередь страховые компании. Но тут исключения превращаются в правило, отметил Воронин.
«Большинство переданных в суды споров не касается сути решения о существе спора, оспариваются финансовыми институтами решения службы лишь в части размера присужденной к выплате неустойки. Если служба получит законодательное право снижения размера неустойки (когда нарушения прав клиентов незначительны), с учетом единообразия практики рассмотрения споров финомбудсменами, смягчение санкций будет предприниматься в исключительных случаях, выиграют от этого потребители», - полагает Воронин.
Кроме того, он напомнил, что обращение финансового института в суд предполагает приостановку исполнения решения финансового уполномоченного до завершения спора в суде, период ожидания результатов решения спора для потребителя увеличивается.
В ближайшее время, по словам Воронина, может быть рассмотрен Госдумой во втором чтении другой законопроект - с поправкой об исполнении решений финансового уполномоченного и выдаче удостоверений по результатам рассмотрения спора.
Также «в высокой степени проработки и вопрос об отнесении к компетенции службы решения споров о незаконных переводах из одного НПФ в другой. С 1 января 2021 года служба принимает обращения потребителей - клиентов НПФ. Люди смогли бы в упрощенном порядке и достаточно быстро защищать свои права, - добавил Воронин. - Кроме того, мы готовы присоединить тему досудебной защиты потребителей при банкротствах физлиц, если эти банкротства инициируются юридическими лицами».
В свою очередь руководитель АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» Ольга Крайнова сообщила на встрече с журналистами, что по состоянию на 1 апреля 2021 года из 42,7 тыс. решений о полном или частичном удовлетворении требований потребителя, принятых финансовым уполномоченным в 2020 году, финансовыми организациями было обжаловано в суде 16,27 тыс. (38,1%) решений: страховыми организациями оспаривалось 16,2 тыс. решений финуполномоченных, МФО - 54 решения.
«В 69% случаях обжалование происходит лишь с одной целью - снижение размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса. Дело в том, что в соответствии с ГК РФ решение о снижении неустойки принимается только судом. Применение указанной нормы финансовым уполномоченным при принятии им решения не предусмотрено», - сказала Крайнова.
Публичные обсуждения вопроса о наделении службы правом снижения неустойки при вынесении решений оспаривалось рядом экспертов во время проведения последнего Петербургского форума. Статус службы не позволяет относить ее к судебным органам, а право пересмотра финансовых санкций есть только у судов.
Комментируя тему дискуссии «Интерфаксу», зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин заявил о желательности ситуации, «когда авторитет решений службы таков, чтобы оспариваний в судах по факту не происходило». Вместе с тем юридически нельзя лишить права гражданина или компанию базового права обращаться в суд, подчеркнул он.
Однако «можно сделать две других вещи. Во-первых, через практику и некие стандарты более четко определить решения, которые может принимать финуполномоченный, чтобы желание сторон оспаривать решения службы снижалось. Во-вторых, - и это обсуждается со страховым сообществом, - речь идет о предоставлении права финуполномоченному на его усмотрение принимать решение о снижении уровня неустойки. Это квазисудебная функция. У нас есть аналог в рамках административного производства. Должностное лицо, которое не выступает судьей, вправе на свое усмотрение менять размер штрафа в зависимости от ряда обстоятельств и тяжести нарушения. Вполне возможно, что и финуполномоченный таким правом также может обладать», - допустил Чистюхин.
По результатам рассмотрения обращений потребителей финуслуг службой в 2020 году было вынесено 114 тыс. 907 решений, в том числе по страхованию 114 тыс. 730, по микрофинансированию - 177. В структуре поступивших в службу обращений в первом квартале 2021 года на споры со страховщиками приходится более 92%.
Представители других сегментов финансового рынка присоединились к практике досудебного рассмотрения споров службой финуполномоченного позже страховщиков, банки и НПФы - с начала этого года.
Служба рассматривает небольшие имущественные споры на финрынке, рассмотрение бесплатно для потребителя, законом предусмотрен обязательный претензионный порядок - до подачи обращения в службу потребитель обязан обратиться в финансовый институт для разрешения спорной ситуации.
Вся пресса за 2 июня 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июня 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 11 июня 2025 г.
Лондон раскрыл, кто покроет убытки за оставшиеся в России самолеты

|
|
ТАСС, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить более $1 мрлд владельцу застрявших в РФ самолетов

|
|
ПРАЙМ, 11 июня 2025 г.
Российские страховщики показали лучшие финансовые результаты за пять лет

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Строительное страхование: эксперты призывают сохранить технический андеррайтинг на фоне смягчения рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Pool Re адаптирует страхование от терроризма на фоне снижения спроса в Великобритании

|
|
Новые Известия, 11 июня 2025 г.
Илья Баланин: ФОМС увеличивает бюджет на бесплатное лечение и профилактику россиян

|
|
Новости Липецка, 11 июня 2025 г.
Липчане застраховали свои жизни и имущество почти на 1,8 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 июня 2025 г.
Россияне стали чаще страховать домашних питомцев

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
SFDR должен оставаться инструментом прозрачности, а не превращаться в маркировку продуктов

|
|
Комсомольская правда, 11 июня 2025 г.
Курс европротокола вырос: лимит выплат увеличат вдвое

|
|
СенатИнформ, 11 июня 2025 г.
Медпомощь в рамках полиса ОМС доступна во время отпуска по всей России

|
|
Business FM Новосибирск, 11 июня 2025 г.
ОСАГО: Новосибирская область заняла 4-е место в антирейтинге по страховым случаям

|
|
Закон.ру, 11 июня 2025 г.
За грубую неосторожность ответит страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Смягчение страхового рынка Великобритании: тенденции и риски на 2025 год

|
|
Адвокатская газета, 11 июня 2025 г.
ВС усмотрел тождественность исков в деле о взыскании страхового возмещения

|
|
Медвестник, 11 июня 2025 г.
Минздрав разработал для страховщиков правила консультирования по претензиям пациентов

|
|
Газета.Ru, 11 июня 2025 г.
Россиянам назвали десять автомобилей, которые чаще других попадают в ДТП

|
 Остальные материалы за 11 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|